Токио. Безусловно, японские экономические достижения заслуживают того, чтобы снять перед ними шляпу. Однако у этого успеха есть и оборотная сторона.
По данным министерства здравоохранения Японии, в стране растет число самоубийц-клерков.
В 2006 г. зарегистрировано 66 случаев суицида, в 2007 г. -- 81. И виновата в этом сложившаяся в японских компаниях система организации труда и ее прямое следствие -- дзангё (сверхурочная работа). Среди офисных самоубийц было немало тех, кто нарабатывал больше 100 сверхурочных часов в месяц. А у 10% покончивших с собой количество сверхурочных и вовсе достигало 160 часов в месяц, то есть более пяти часов ежедневно, включая выходные.
читать дальше"Шпинат" по-японски
Сами японцы одной из основных причин сверхурочных считают "хорэнсо". Если разложить слово на слоги, получается "хо" -- "хококу" (доклад), "рэн" -- "рэнраку" (сообщение), "со" -- "содан" (совет, консультация). Это слово, буквально означающее "шпинат", стало своего рода термином, который отражает основные принципы японского управления.
Каждый сотрудник должен докладывать своему начальнику абсолютно обо всем происходящем, сообщать о каждом своем шаге и советоваться по любому, даже самому незначительному вопросу. Вроде ничего страшного. Но свой босс есть у каждого руководителя. В итоге получается невероятно громоздкая система, в которой большинство сотрудников должны постоянно советоваться и получать разрешение буквально на все.
Бесконечные совещания, по результатам которых часто нет никаких решений, уже стали притчей во языцех среди иностранцев, работающих в Японии. Консультант филиала британской компании в Токио Майкл Смит поведал историю о том, как его партнеры-японцы провели пять совещаний по поводу семинара, но дату и время так и не определили.
Тот, кто принимал решение, во встречах не участвовал. Ему докладывали о результатах, а он заочно высказывал свое мнение. Все это напоминало игру в испорченный телефон.
Вечные труженики
Принцип хорэнсо порождает еще и уйму ежедневных письменных отчетов (часто пошаговых и поминутных), докладных записок и т.п. На их написание уходит столько времени, что часто их пишут уже после работы. Менеджер японской фирмы по производству бытовой техники Наоми Аоки считает, что причина резкого роста числа смертей на работе и из-за работы -- ее объем. "Японские компании все чаще предпочитают бороться с издержками, сокращая персонал и увеличивая нагрузки на тех, кто остался", -- говорит она.
В Японии сформировался целый пласт людей, которые возвращаются домой с работы, только чтобы поспать. А некоторым не удается и это. Поэтому, например, в центре Токио можно найти массу бизнес-отелей, где за вполне умеренную плату ночуют те, кто не успел на последнюю электричку. Постель, душ и прачечная всегда к услугам тех, кому утром снова на работу.
Отключить свет
Японское правительство, обеспокоенное ростом смертности среди клерков, старается бороться с этим явлением. В итоге в ряде компаний после 18 часов просто отключают электричество. Но работы столько, что сотрудники продолжают трудиться без света. "Дни без дзангё", когда запрещено оставаться в офисе после работы, тоже не помогли. Сверхурочные часы перекочевали на другие дни.
Но проблемы, связанные с дзангё, не заканчиваются в офисе. У людей не остается времени на увлечения, на то, чтобы просто поправить здоровье. В конце концов -- на личную жизнь. А это прямая угроза демографии. Конечно, японская работоспособность заслуживает восхищения, но, глядя на отчет минздрава Страны восходящего солнца, задумаешься -- а стоит ли так убиваться на работе?
Кстати
Нет работы -- плохо, много работы -- беда
268 чел. попали в отчет Министерства здравоохранения Японии в 2007 году с диагнозом психическое расстройство, связанное со стрессом на службе.
Зарегистрировано 81 самоубийство.
Сами японцы уверены: статистика неполная. Сюда попадают лишь случаи, когда доподлинно установлено, что причиной смерти стала работа. Но эти случаи сложно расследовать. Если выясняется, что человек умер по этой причине, государство наравне с компанией несет финансовую ответственность перед его родными.
Андрей Абашин
"Деловой Петербург"